Почти правдивые комиксы, обновлено
В издательстве МИФ вышел комикс «Невероятные приключения Лавлейс и Бэббиджа». В основе сюжета — история о том, как в 1830-х годах эксцентричный гений по имени Чарльз Бэббидж едва не построил компьютер, а дочь лорда Байрона написала для него первую в мире программу. Комикс так насыщен историческими фактами, что получил премию Британского общества истории математики за вклад в популяризацию науки. Разбираемся, что в книге вымысел, а что реальность.
В книге. Ада Лавлейс — единственный законный ребенок «безумного, порочного и опасного» поэта и сумасброда лорда Байрона. Её мать Анабелла сбежала от мужа, не выдержав его дурного нрава. Чтобы дочери не передалась поэтическая кровь, леди Байрон решила прибегнуть к единственной силе, способной справиться с поэзией. И это — математика. Ада стала усердно заниматься и вскоре превратилась в живую счетную машину.
В жизни. Все примерно так и было: Анабелла вышла за лорда Байрона, когда ей было 22, а ему — 26. Леди Байрон действительно увлекалась математикой, за что поэт называл ее «принцессой параллелограммов». Она указывала няне трехлетней Ады: «Всегда старайтесь говорить ей одну лишь правду […] не рассказывайте абсурдных историй, которые забьют ее голову фантазиями».
Один из учителей Ады, великий логик Огастес де Морган увидел в ней «задатки незаурядного математика-исследователя». Ада же писала матери:
«Однажды я говорила, что желаю возместить человечеству злоупотребление [Байрона] гениальностью. Если он передал мне хоть часть своего гения, я воспользуюсь этим, чтобы открывать великие истины и законы. Думаю, он завещал мне эту миссию!»
В книге. Пока Ада училась считать, сверхгениальный изобретатель Чарльз Бэббидж работал над уникальной механической счетной машиной. Он даже получил грант от правительства, но потратил его на другую машину, которую не достроил.
В жизни. Чарльз Бэббидж был Лукасовским профессором математики в Кембридже, учредителем Статистического общества и «логарифмическим Франкенштейном» (со слов «Литерари газетт», 1832 год). В те времена знаменитого мистера Бэббиджа знали как изобретателя потрясающей, непостижимой и вечно строящейся механической счетной машины.
В книге. В один прекрасный день Ада Лавлейс и Чарльз Бэббидж встретились. Они сразу поняли, что оба больны математикой, и решили продолжать работу над счетной машиной вместе.
В жизни. Встреча произошла, когда Аде было 18 лет, а Бэббиджу — 42. Они стали близкими друзьями на всю жизнь; Бэббидж любил посылать Аде математические головоломки, а вскоре после их первой встречи показал ей чертежи Разностной Машины.
В книге. Примерно в это же время Бэббидж работает над новой моделью своего механического калькулятора — с управлением от перфокарт. Эту машину он назвал Аналитической. Её и можно считать проектом первого компьютера.
В жизни. Именно благодаря Аналитической Машине Бэббидж снискал свою известность. Идея её была навеяна жаккардовым ткацким станком на перфокартах; эта мысль посетила Бэббиджа в год его знакомства с Адой. Сохранилось множество чертежей и тысячи посвященных этой Машине страниц из записных книжек Бэббиджа. Конструкция Машины постоянно менялась — Бэббидж то и дело исправлял, улучшал, добавлял и изымал части механизма. По сути это был современный компьютер — с памятью, процессором, аппаратным и программным обеспечением, а также со сложной системой самоактивирующихся обратных связей. Только состоял он из шестерней и рычагов и работал на паровом ходу.
В книге. Ада Лавлейс взялась за перевод статьи об Аналитической машине, но ей столько всего хотелось добавить, что в итоге она написала первую в мире работу по информатике, где приводилась законченная компьютерная программа.
В жизни. В автобиографии Бэббидж вспоминает: «Покойная графиня Лавлейс перевела статью Менабреа и сообщила мне об этом. Я спросил, почему она не написала о столь хорошо знакомом ей устройстве собственную работу… Леди Лавлейс ответила, что такая мысль не приходила ей в голову. Тогда я посоветовал графине добавить к статье Менабреа свои примечания, и она тотчас согласилась».
Оригинальная статья, написанная женщиной, была бы для того времени явлением весьма необычным, но имелись прецеденты, когда женщины переводили и комментировали работы мужчин. В письме Майклу Фарадею Бэббидж назвал Аду «волшебницей, осенившей своими чарами самую абстрактную из наук», а также «юной феей».
Лавлейс добавила к своему переводу «Описания Аналитической Машины» семь примечаний, более чем в два с половиной раза превышающих объем самой статьи.
В этот момент дорожки комикса и реальности расходятся. Действие книги переносит нас в альтернативную Карманную Вселенную, где Лавлейс и Бэббидж продолжают работать над Аналитической машиной, которая помогает им вывести мир из финансового кризиса, бороться с преступностью и искоренять орфографические ошибки.
В жизни, к сожалению, ничего этого не было. «Описание Аналитической Машины с примечаниями переводчика» так и осталось единственной изданной работой Ады Лавлейс. Она умерла от рака через несколько лет после ее публикации, на 37-м году жизни.
Бэббидж так и не доделал ни одну из своих вычислительных машин. Он умер в возрасте 79 лет разочарованным, желчным человеком. А первые компьютеры появились лишь в 1940-х годах.
Несмотря на переход в выдуманную вселенную, автор комикса Сидни Падуа продолжает знакомить нас с документальными источниками. В примечаниях, которыми богато снабжен комикс, можно найти любопытнейшие факты из истории математики, информатики, литературы и астрономии.
«Невероятные приключения Лавлейс и Бэббиджа» — гремучая смесь исторических фактов, остроумных выдумок и первоклассного юмора. Не зря газета Washington Post написала: «Эта книга делает вас умнее, пока вы хохочете». Любите ли вы компьютеры, науку, мемуары или комиксы, эта книга обязательно вас повеселит, удивит и повысит вашу эрудированность во всех перечисленных областях.
Источник: http://formamas.ru